Понедельник, 25.09.2017, 06:28Главная

Меню сайта




Форма входа

Наши друзья

шаманизм - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Магия » Другие виды магии » шаманизм
шаманизм
АйлайлессДата: Суббота, 19.12.2009, 23:10 | Сообщение # 1
Посол Гильдии рун
Группа: Послы
Сообщений: 26
Награды: 0
Репутация: 5
Статус: Offline
Шаманизм
Среди сакральных парадигм шаманизм находится на особом положении. Он существовал во всех культурах на первобытной стадии их развития практически в одном и том же виде. Различались подробности, но не суть. Шаманизм уходит корнями в базовую структуру мира, каким он был до человечества. Структуру, представляющую собой инвариант для всех парадигм. Поэтому он существует особняком, не относясь ни к одной из культур, вернее, относясь к ним всем в равной мере. Поэтому вызвать у шамана парадигмальный шок демонстрацией могущества какой-то из магических или религиозных парадигм невозможно: воспринимая мир на уровне самых простых понятий, он не понимает разницы между разными духами и игнорирует различия между парадигмами как поверхностные: мало ли дивного на свете. Вдаваться в подробности он не желает.
Однако кошмарно шокирующей является для него бытовая парадигма. Мир, существующий независимо от воли духов. Люди, самостоятельно, без какой бы то ни было магии, залезающие под землю и летающие по небу. Предметы, ведущие себя как живые, не будучи одушевлёнными. Всё это – немыслимый кошмар для шамана. Техногенная среда кажется ему вовсе не имеющей Изнанки, невозможным миром без души, движение в котором не имеет источника. ПШ наступает у шамана в случае контакта с любым проявлением техногенной среды.
Мир шамана
Всё в мире одушевлено и взаимосвязано. Всё, что существует и происходит, существует и происходит не просто так. Любая часть мира тожественна целому. Время циклично, всё имеет начало и конец, и вместе с тем ничто не проходит без следа. Разделения человека и природы нет, вселенная есть нечто целое, и человек не занимает в ней привилегированного положения. Но при этом он, как и всё остальное, находится на своём, только ему принадлежащем, месте. Боги и духи существуют на равных с людьми, они так же смертны, так же имеют свои интересы, их можно подкупить, разжалобить или заставить делать то, что нужно людям.
Важно отметить неоднозначность и парадоксальность шаманского взгляда на мир. Строгой системы нет – так, умершие одновременно мыслятся как ушедшие под землю и вечно обитающие рядом с потомками. Нет и строгого расчленения пантеона: одни и те же свойства могут принадлежать разным божествам.
Строение мира
Вселенная троична. Она состоит из Неба, Земли и Подземья. Небо – это мир божеств. Там живут Старшие – боги, когда-то устроившие всё в мире так, как оно есть, а так же первопредки, породившие людей и животных. Старшие управляют миром, содержа его в состоянии порядка, поддерживая его в гармоничном круговращении. Но они не всеведущи, и часто бывает так, что они не знают или забывают о существующем где-то непорядке. Для связи с ними и существует шаман.
Земля – это мир живых. На земле тоже есть свои божества, но ним обладают локальной значимостью. Это могут быть как великие духи гор, так и крошечные духи трав. Простые люди обычно не видят их, им доступна только "лицевая часть" мира. В отличие от них, шаман видит Изнанку среднего мира и может взаимодействовать с духами. Изнанка – не отдельный мир, это просто другая его сторона.
Подземье – это мир, связанный с рождением и смертью. Земля поглощает всё умершее, но она же и родит новую жизнь. Сюда уходят все умершие, сюда же при очищении уходит вся грязь и скверна, чтобы раствориться в земном чреве и высвободить жизненную силу, чтобы она вернулась на землю новым урожаем. В Подземье шаман отправляет всё, чему не место на земле. Там вечно обитают Тени всех умерших. Наконец, там покоятся мёртвые Древние и их Отродье, иногда прорывающееся в Средней мир.
Обитатели Среднего мира
Человек (как и всё, что живёт на земле) имеет тело и три души. Первая – Двойник. Это душа его тела, воплощение жизненной силы. Если Двойник покидает тело, человек заболееет и, если шаман не вернёт его на место, вскоре умрёт. После смерти Двойник уходит в Подземье, где, "переваренный" земным чревом, исчезает навсегда. С точки зрения игровой механики, Двойник воплощает физические атрибуты (Силу, Ловкость, Выносливость) и их навыки.
Вторая душа человека – Тень. Это его разум и память. Если пропадает Тень, человек сходит с ума. После смерти человека его Тень также уходит в Нижний мир, но не исчезает, а, напротив, вечно скитается там и может быть вызвана в Средний мир. Тень – не личность, а лишь её слепок. У неё нет ни чувств, ни желаний, и лишь подобие характера. С точки зрения игровой механики, Тень – это воплощение ментальных атрибутов (Мышление, Образование, Уверенность) и связанных с ними навыков.
Третья душа человека – Птица. Что такое душа-Птица, не знает никто. Это то, что отличает человека от предмета, живое от неживого. То, что делает человека свободным. То в нём, что может сказать "я". Душа-Птица не подвластна ничему и никому. Она приходит в мир с человеком и навсегда отлетает в момент смерти. Подделать Птицу или скрыть её невозможно: шаман всегда отличит живое от неживого.
Неживые духи
Кроме живых существ в Среднем мире попадаются и такие, у которых нет души-Птицы, но, несмотря на это, они действуют на окружающий мир. Это могут быть потерянные Двойники и Тени, не нашедшие дороги в Нижний мир (тем не менее, впоследствии под землёй может быть найдена любая Тень, в том числе и заблудившаяся). Они блуждают по земле, медленно портясь и превращаясь в злых духов. Злые духи – источник болезней и несчастий, они вредят всему живому и должны быть отправлены в Нижний мир. Душой-Птицей злые духи не обладают, это что-то вроде бестелесных машин. Они ничего не хотят и вредят только в силу своей природы. Кроме заблудившихся душ, злыми духами становятся слова людей, по злобе или глупости призвавших силу и не сумевших направить её. Проклятия, ругань, произнесённые всуе клятвы и божественные имена – всё это засоряет мир, населяя его злыми духами.
Также, шаман может сам создавать неживых духов для собственных целей. Они также подобны автоматам, и при неосторожном обращении могут стать неуправляемыми злыми духами. Возможно и обратное – вместо того, чтобы отправить злого духа под землю, шаман может заключить его в предмет и использовать в каких-то целях. Однако такие деяния противоестественны и вредоносны. Тем более является злом вселение неживого духа в предмет. Тела, движимые неживыми духами, называются кадаврами – сюда относятся и зомби, и разного рода големы. Основная причина шока, который техногенная среда вызывает у шамана – то, что, не чувствуя нигде в ней душ-Птиц, шаман воспринимает её как мир, ставший кадавром – страшный сон для любого шамана.

Добавлено (19.12.2009, 23:06)
---------------------------------------------
Живые духи
Одушевлённые обитатели Верхнего и Нижнего мира, а так же некоторые из духов Среднего, не нуждаются в телах, хотя и могут временно вселяться в них. Такие духи обладают всеми тремя душами. В Среднем мире это чаще всего Привидения – души умерших (не только людей), которые почему-то сохранили душу-Птицу и после смерти тела.
Отдельную категорию составляют Хозяева. Они не имеют жёсткой привязки к какому-то определённому телу, вместо этого они обитают на некой территории, где могут появляться в любом виде, какой им заблагорассудится. Таковы домовые и лешие. У некоторых из Хозяев есть свита – подчинённые им духи, также являющиеся в разных обличиях. Хозяин бессмертен, пока существует его территория, но может быть побеждён и временно нейтрализован.
Обитатели Верхнего мира

Добавлено (19.12.2009, 23:07)
---------------------------------------------
В мифологии каждого народа существует такой или похожий миф. Когда-то Древние первобоги породили мир. Тогда он пребывал в хаосе. Некоторые из порождённых Древними богов, Старшие, хотели упорядочить его, но Древние не пожелали этого и решили поглотить всё, что создали. Старшие восстали против Древних и тех, кто остался верен родителям. Победив, они заточили их в Нижнем мире, сами же принялись за упорядочивание мир. Это они сделали мир таким, каков он есть. Они создали все растения, всех животных, всех людей. С тех пор они обитают на Небе, откуда присматривают за миром внизу. Но, как и люди, Старшие капризны. Они могут забыть о чём-то, могут просто не знать, могут гневаться на людей. Шаман знает, как напомнить им о людях, как правильно умаслить, как разжалобить или напротив, заставить что-то сделать.
Старшие – это боги человеческих занятий (бог песни, бог войны, бог ремесла), предки животных (Старый Лось, Старый Заяц), боги природы (бог дождя, бог грома) и легендарные герои древности.
Обитатели Нижнего мира
В Нижнем мире обитают Древние – предвечные чудовища, такие как Мировой Змей. Там же находится и их Отродье – создания хаоса, стремящиеся, как и их родители, вернуть мир в тот вид, который он имел до первых богов. Но там же обитает и богиня плодородия, мать-земля, производящая из своего чрева всё живое. Наконец, там скитаются Двойники и Тени умерших – первые временно, вторые – вечно. Вопрос о том, как они там взаимодействуют, не имеет смыла: напомним, мир шамана не имеет строгой системы. Никакого единого "там" для него нет.
Арсенал
Связующие предметы
Это предметы, имеющие связь с одним из трёх миров и облегчающие Путешествия, а часто – просто необходимые для них.
Костюм: Один из главных предметов, необходимых шаману. Костюм – его вторая кожа, облачаясь в которую, он обретает своё могущество. Шаман делает его сам из шкур животных и увешивается перьями, камешками, колокольцами. На него же вешаются предметы Силы и Могущества. Без костюма шаману доступны только самые простые Деяния и Путешествие не дальше Изнанки.
Бубен: Сделанный шаманом из дерева и кожи, украшенный знаками трёх миров, бубен необходим для камлания, если шаман хочет отправиться дальше Изнанки. Требуют его и некоторые Деяния в Среднем Мире.
Лестница: Обычная деревянная лестница требуется для Путешествий в Верхний мир.
Доска: Доска, на которую нанесены особые знаки, используется как символ лодки, на которой шаман спускается в Нижний мир.
Наркотики: Особые травы, грибы и их отвары требуются для Великих Путешествий. Наркомания шаману не грозит: никакого удовольствия от них он не получает.
Шкура: Если шаману удалось подчинить себе дух крупного животного (лося, медведя), то оно может отвезти его в Верхний или Нижний мир. Шкура – это одновременно Связующий предмет и предмет Силы. Подробнее об этом – ниже.
Предметы Силы
Предмет Силы – это предмет, обеспечивающий шаману власть над подчинённым ему духом. Духи служат шаману по-разному, и по-разному действуют предметы Силы. Общее правило: предмет Силы обеспечивает шаману власть над духом и делает его для этого духа неуязвимым. Дух не имеет возможности ослушаться шамана, владеющего предметом Силы, но это относится только к действиям: шаман не может, например, приказать духу что-то забыть. Если предмет Силы разрушается, дух становится свободным. До того же дух служит шаману, но лишь в рамках уговора, заключённого при поимке. При этом предмет – это единственное, что удерживает духа. Предмет может быть подарен, отобран, потерян. Уговор будет выполняться с новым хозяином так, как будто ничего не произошло.

Добавлено (19.12.2009, 23:07)
---------------------------------------------
Некоторые из предметов Силы шаман получает, когда дух оказывается у него во власти. Естественные духи, согласившиеся служить, сами дают шаману предмет Силы в залог службы, а духи живых существ подчиняются при помощи предметов, создаваемых из частей их тел. Предметы Силы, предназначенные для подчинения свободных духов, нужно готовить загодя. Они делаются из необработанных вещей природного происхождения при помощи особого Деяния.
Самый простой случай – дух, пойманный для конкретного Деяния. Он остаётся с шаманом ровно настолько, сколько нужно для того, чтобы это Деяние совершить. Сложнее ситуация с духами, служащими шаману постоянно, но не сражающимися за него. Такой дух не обязан постоянно находиться в предмете Силы и может находиться на неограниченном расстоянии от него (если это не противоречит уговору). Например, служащий шаману леший не будет покидать свой лес, но по первому требованию явится и даст шаману то, чего он потребует. Такой дух служит шаману согласно уговору и согласно ему же освобождается – чаще всего, по истечении оговоренного времени.
Наконец, дух может быть обязан сражаться на стороне шамана. Такой дух постоянно находится в заточении внутри предмета Силы и выходит наружу только на короткое (до конца сцены) время, чтобы участвовать в битве, атакуя того, кого прикажет шаман. В это положение попадает дух, пленённый шаманом. Такие предметы Силы постепенно разрушается. Каждый раз, когда шаман вызывает духа для сражения, производится проверка: два кубика плюс число имевших место вызовов против ПП*4. Если проверка провалена, предмет разрушается, освобождая духа, который вполне может решить отомстить шаману за своё пленение. Впрочем, шаман может пленить его заново, если у него есть под рукой свободный предмет Силы.
Предметы Могущества
Предмет Могущества – это предмет, в которые заключено Деяние самого шамана или какого-то духа. С точки зрения шамана, к Деяниям относятся и применяемые духами экстрасенсорные эффекты – соответственно, если предмет Могущества получен от духа с высоким индексом силы, мощность его воздействия может быть огромной... Впрочем, его нужно ещё заслужить. Чтобы использовать одни из предметов Могущества, шаман должен находиться на Изнанке. Другие высвобождают свою силу, будучи уничтоженными – такие предметы может использовать и простой человек (носитель парадигмы, близкой к язычеству – в том числе, современных).
Путешествия
Обычные люди живут в Среднем мире, не видя его обратной стороны. Шаман способен путешествовать на небо и под землю. Путешествие – это особое состояние, в котором шаман выходит за пределы обычного мира. Существует пять видов Путешествия: на Изнанку Срединного мира, а также Малое и Великое путешествия в Нижний и Верхний миры.
Путешествие на Изнанку
Это состояние – "рабочее" для шамана. В нём он переходит на другую сторону Среднего мира, где обитают духи. В этом состоянии шаман постоянно имеет способности, аналогичные экстрасенсорным эффектам: Астральное Видение, Эмпатия и Спиритическая Эмпатия. Кроме того, он может применять эффекты Спиритический Контакт, Сканирование Ауры и Психометрия без каких бы то ни было проверок (вместо ИСС во всех случаях используется ПП). Он сразу определяет, болен ли человек, и если да, то что стало причиной его болезни – злой дух или потеря Двойника. Однако, шаман не является экстрасенсом, соответствующие особенность и навыки ему также не нужны.
Состояние Путешествия на Изнанку позволяет шаману применять его Предметы Силы и Предметы Могущества, а также осуществлять Путешествия в Верхний и Нижний миры. Чтобы войти в это состояние, шаман должен камлать в течении (8-ПП) раундов и прокинуть качественный броска на навык Камлания с положительным модификатором, равным (ПП-1). При этом ему не нужны никакие предметы или снадобья, достаточно пения, ритмичных хлопков или дыхательных упражнений.
Это состояние длится до конца сцены. В нём шаман способен ходить, разговаривать и взаимодействовать с окружающим миром, но, поскольку ему приходится находиться одновременно в двух мирах, то ведёт он себя для стороннего наблюдателя довольно-таки неадекватно. Если шаман получает ранение или происходит ещё что-то, мешающее ему, он должен провести проверку на Уверенность+ПП с положительным или отрицательным модификатором, зависящим от обстоятельств (в случае ранения он равен –2 за каждую ступень нанесённой раны). В случае провала он получает две единицы Стресса. Если это не вызывает срыва, шаман возвращается в реальный мир, в противном же случае у него начинается припадок: он теряет контроль над собой, кричит, бьётся в конвульсиях, изо рта идёт пена... До конца сцены он невменяем.
Малое Путешествие
Малое Путешествие в Верхний или Нижний мир – это прикосновение к этому миру без глубокого погружения. Шаман подходит к порогу иного мира и взаимодействует с ним, не углубляясь. Такое Путешествие не требует особенных предметов, кроме костюма и бубна. Однако камлать приходится значительно дольше: примерно два часа минус двадцать минут за единицу ПП.
Войдя в состояние Малого Путешествия, шаман оказывается сразу в двух мирах, и его поведение теряет адекватность. Он кричит, говорит на непонятных языках, совершает хаотические телодвижения, при этом не перемещаясь далеко в пространстве. При этом время для него течёт иначе, чем в реальности: он может провести в Путешествии несколько минут и быть уверенным, что прошло много дней или напротив, принять часы за минуты. Если что-то потревожит его во время Путешествия, он должен выдержать проверку на Уверенность+ПП с положительным или отрицательным модификатором, зависящим от обстоятельств, и при провале получить три единицы стресса. В случае срыва он впадает в кому где-то на сутки, оказываясь при этом во власти духов, которые могут украсть одну из его душ. В противном случае он просто возвращается в Средний мир.

Добавлено (19.12.2009, 23:07)
---------------------------------------------
Великое Путешествие
Великое Путешествие в Верхний или Нижний мир – это дальний и трудный поход. В отличие от Путешествия на Изнанку и Малых Путешествий, в Великое Путешествие шаман идёт, всегда имея конкретную цель – то есть, чтобы совершить конкретное Деяние. Шаман уходит в глубину Подземья или на Небеса. Для такого Путешествия необходимы наркотические вещества, особые предметы и сложное камлание, которое может длиться много суток (а для самого шамана могут пройти месяцы и годы). В этом состоянии шаман теряет контакт с действительностью, и разбудить его невозможно. Такое Путешествие крайне опасно, и нередки случаи, когда шаман так и не возвращается.
Для путешествия в Верхний мир шаман поднимается по лестнице, которая, однако, может просто лежать на земле. В Нижний мир шаман спускается на доске-лодке. Также, шамана может отвезти служащий ему дух (Связующим предметом в таком случае становится шкура).
Деяния
Деяния – это то, что заменяет шаманам ритуалы. Они обретаются по тем же правилам, что и ритуалы, но применяются иначе. В первую очередь, шаманизм не требует навыка, аналогичного навыку Магии. Когда шаман пытается совершить Деяние, он делает бросок: 2 кубика+Уверенность+ПП. Если результат равен или превышает 10, оно удалось, иначе – нет. Однако бросок на дисгармонию не делается, дисгармонические эффекты в шаманизме отсутствуют. Модификатор сложности Деяния применяется именно к этому броску. В случае провала Деяния парадигмальный шок наступает по тем же правилам, что и в случае с ритуалами, единственная разница – для шамана не прилагаются модификаторы на ПШ за действующие магические предметы и эффекты.
Деяние может иметь, как и ритуал, список компонентов. Все они необходимы (впрочем, обычно их немного). Если в него входит качественный бросок на какой-то навык, этот бросок также необходимо успешно провести.
Путь шамана
Древние поверья гласят, что шаманом невозможно стать по собственному желанию. Для этого необходимо от рождения иметь особые задатки, которыми человек по волеизъявлению предков наделяется ещё в утробе матери. Эти задатки называются утхэ или шаманский корень и включают в себя способности врачевания, магии, гадания, ясновидения и т.п. Сила любого шаманского рода заключается в сохранении непрерывности при передаче утхэ. В подавляющем большинстве случаев преемник ищется среди детей, родившихся по мужской линии. На протяжении трёх последних веков в Бурятии преобладает мужской шаманизм, хотя в начале I тыс. н.э. ситуация была противоположной. Стоит отметить, что в бурятском языке для обозначения шамана используется слово «бö», а шаманки – «удаган».
В редких случаях шаман может родиться в форме человека–чёрта: выглядит он так же, как и мы, но его отцом является дух. Мать такого ребенка, как правило, засыпала под одиноким деревом или скалой. По бурятским поверьям, передвигаясь по открытой местности, духи любят останавливаться в таких местах. Если там спит девушка, дух может вступить с ней в сексуальную связь. При этом девушке снится эротический сон, в котором к ней приходит красивый мужчина и соблазняет её. Прабабушка одного из наших собеседников после связи с духом родила нечто, похожее на яйцо, которое родственники от греха подальше закопали у реки, «чтобы ничего не вылупилось».
Как бы то ни было, прежде чем стать шаманом, необходимо переболеть шаманской болезнью (Онгон даралга), во время которой переживается состояние, близкое к смерти. К избранному приходят души умерших шаманов и в течение долгого времени пытают его, режут тело на куски, вырывают кости и пересчитывают их, выпивают кровь и вновь вливают её в сосуды. В ходе этих мучительных испытаний предки передают своему преемнику сокровенный язык, используемый для общения с божествами. Во время болезни, которая может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет, шаман ничего не ест и практически не пьёт. Один эвенкийский шаман рассказал нам, что за время испытаний потерял свыше 30 кг веса. Исцеление наступает в тот момент, когда больной понимает необходимость стать шаманом. Если же он противится воле предков, их гнев обрушивается на головы его родных и друзей: они тяжело заболевают или внезапно умирают. В случае упорного сопротивления избранника онгоны убивают его.
Если Онгон даралга заканчивается успешно, новоиспечённому необходимо найти духа–слугу, который станет помогать ему в совершении обрядов. Личность шамана во многом предопределяет то, какого духа он получит и воспитает. Исходя из этого, шаманов делят на «белую» и «чёрную» кости. Первые служат добру и тесно связаны с ламами. Они носят белую шёлковую одежду и ездят на белых лошадях. Вторые отличаются злобным, агрессивным нравом. Если такой шаман ощущает нехватку сил, он может заняться вампиризмом, отбирая энергию у других людей.

Добавлено (19.12.2009, 23:08)
---------------------------------------------
Самый первый дух, помогающий шаману, очень слабый и маленький. Он похож на новорожденного, поэтому его кормят молоком. Кормление не стоит воспринимать буквально. Как правило, оно заключается в том, что молоко наливается в чашку и понемногу брызгается в воздух или на землю. Всё действие сопровождается обращением к ушедшим предкам. Чем усерднее кормить духа, тем быстрее растут его сила и размеры. Между шаманом и духом существует взаимная выгода: дух помогает шаману исполнять просьбы людей, получая взамен пищу и воспитание.
По мере роста, духу становится недостаточно одной молочной еды. Тогда в жертву приносится курица. Более могущественному слуге требуется ещё больше пищи, и для него закалывают барана. Дух, поедающий нескольких баранов, называется анда и может взять власть над шаманом. Следующий по силе дух – роун. Он целиком властвует над шаманом и требует крупной жертвы в виде лошади. Роуны настолько могущественны, что могут убивать людей и подчинять своей воле целый род. Их кровожадность растёт с каждым днём: нам рассказывали случаи, когда духи возвеличивались до такой степени, что требовали кровь ребёнка.
Будучи не в силах самостоятельно избавиться от роуна, шаманы обращаются за помощью к ламе. Если тот достаточно силён, то проводит специальный ритуал освобождения. Это чрезвычайно опасное занятие: в случае неудачного исхода окончательно разгневанный дух способен погубить и ламу, и шамана.
В «белом» шаманизме также нужно заручиться поддержкой духа, который будет помогать шаману в обмен на еду. Правда, воспитывая духов, «белые» шаманы не приносят им кровавых жертв: в пищу идут молоко, сладости, алкоголь и дым (благовонием служит тлеющий коровий навоз). Все жертвенные животные посвящаются божествам, а не закалываются: после специального ритуала в их шерсть вплетаются разноцветные лоскутки ткани, и до конца жизни они являются неприкосновенными. Сколько мы ни искали, найти другие отличия между «чёрным» и «белым» шаманизмом не удалось. Поговаривают, что большинство «чёрных» ритуалов проводится только ночью. На этот счёт существуют противоположные мнения (сын одного из «чёрных» шаманов передал нам слова, слышанные им от отца: «Только дети верят, будто днём зло спит»).
В течение жизни шаман проходит несколько посвящений (от 9 до 12). Шаманы, получившие 9-12 посвящения, есть только в Монголии; в Бурятии высшим пока считается 8 уровень. Самое первое посвящение даёт шаману право камлания только для своего рода при содействии онгонов.
Второе посвящение можно получить лишь через три года. Для этого исполняется обряд Угаал: купание в воде, взятой из девяти родников (с добавлением козьей крови), вскипячённой девятью разогретыми докрасна камнями из реки той местности, где родился шаман. Теперь он может приносить белого барана в жертву эженам, заянам и другим местным божествам.
Спустя три года можно получить третье посвящение, открывающее возможности общения с онгонами рода, бурханами долины и живущих в долине соседних племён.
Имея четвёртое посвящение, можно общаться с властителями долины любого уровня.
Пятое посвящение позволяет напрямую обращаться к божествам Тээли замби, делать большинство видов жертвоприношений, входить в состояние транса онго, лизать раскалённое железо и камни.
Имея шестое посвящение, шаман может совершать жертвоприношение с быком или лошадью (до девяти голов скота одновременно), а также возглавлять крупные молебны.
Для принятия седьмого посвящения шамана выпускают из юрты через дымоход, после чего сажают на белый войлок, омывают кровью рыжего коня и аршаном, вскипячённым на раскалённых камнях из озера Байкал. На голову ему выливается девять бутылей архи. После этой процедуры он обретает право посвящать в шаманы начинающих и призывать тэнгри. Его атрибутом становится майбхаши – металлическая корона с рогами.
Восьмое посвящение даёт возможность вызывать дождь и снег, а также призывать божеств всех трёх миров (Дээдэ замби, Тээли замби и Доодо замби).
Девятое (высшее, по мнению некоторых) посвящение позволяет посещать в состоянии онго все три мира, летать и парить в воздухе, вызывать бурю, снег и град.
Нам не удалось узнать, каким образом проходят более высокие посвящения: все собеседники в один голос утверждали, что в Бурятии нет людей, способных проводить обряды такого уровня. Ламы, побывавшие в Монголии (например, Пунцог-лама), тоже не видели подобных таинств. С большим трудом мы всё же смогли найти человека, слышавшего от своих предков об особенностях двенадцатого посвящения. Оно, будто бы, позволяет шаману одновременно бывать в разных местах и развоплощаться из тела по желанию. Если он представляет «чёрную» кость, то становится ужасающим демоном, которого могут остановить разве что гневные божества буддийского пантеона (Ямантака, Махакала).
Буряты верят, что истинная сила могущественного шамана проявляется сразу после смерти, которая сопровождается различными знамениями: наводнениями, обвалами, землетрясениями, сильными грозами, ураганными ветрами и гигантскими пожарами. У бурят и эвенков различаются ритуальные действия, проводимые с телом шамана после его смерти. Если буряты хоронили шамана в земле или привязывали к стволу дерева, то по эвенкийским традициям тело разрубалось на части и раздавалось соплеменникам как бесценная реликвия.

Добавлено (19.12.2009, 23:09)
---------------------------------------------
Конец жизненного пути не означает полное исчезновение из срединного мира. Душа шамана может стать одним из местных бурханов или воплотиться в птицу (орла или вόрона). Культ орла имеет очень древние корни. В бурятской мифологии белоголовый орёл (бурхан шубуун) был первым, кто получил шаманский дар от своего отца Утэ бабая, хозяина острова Ольхон. Предания гласят, что человек, убивший или ранивший орла, должен вскоре умереть.
В Баргуджин-Токум полагают, что души шаманов охраняют свои погребения. В самом деле, побывав на одном из захоронений в Куйтунской степи, мы увидели такое количество орлов и других хищных птиц, какого не наблюдали ни в одном другом месте долины. Возможно, это связано с обилием мелких грызунов, хотя не стоит исключать другие объяснения. До сих пор местные жители стараются обходить стороной шаманские кладбища, а если оказываются поблизости, обязательно совершают какой-либо обряд почитания онгонов. Они говорят, что сегодня уже никто не помнит, какая шаманская кость, «чёрная» или «белая», похоронена в том или ином месте. Поэтому на всякий случай лучше заручиться помощью предков и задобрить бесплотные души.

Шаманское дерево
Один важнейший элемент картины мира присутствует в представлениях практически всех народов, знавших шаманство. Это — Мировое Древо. Оно представляет собой как бы ось мира, соединяющую верхнюю и нижнюю сферы, не дающую «небу упасть на землю». Образ Мирового Древа существует в разных религиях, но в шаманстве оно играет особую роль.
По представлениям нанайцев, живущих в низовьях Амура, именно на Мировом Древе нашёл первый шаман свои ритуальные предметы, необходимые для обрядовой практики.
У каждого якутского шамана было «своё» конкретное дерево в реальном мире, предназначенное лично ему духами. Это земное соответствие Мирового Древа. Обод бубна шаман вырезал только из своего дерева, но так, чтобы оно не погибло, поскольку и жизнь, и сила шамана тесно связаны с этим деревом. У кетского шамана в чуме обязательно стояло подобие Мирового Древа, оно же было и его собственным жертвенным деревом. Если его сломать, шаман умрёт или потеряет силу. У хантов рукоятка шаманского бубна понималась как символ Мирового Древа.
Мировое Древо непосредственно связывалось со становлением шамана. Например, кангаласские якуты рассказывают, что «на небесах есть древо под названием Ыйсык-Мас («Дерево Судьбы»). Вершина его доходит до девятого неба, окружность его никто не может определить. От корня до самой верхушки дерево это покрыто наростами, но ветвей на нём не видно, В этих наростах дерева зарождаются шаманы, шаманки и все те, кто знаком с колдовством и волшебством. Сильные родятся у основания ствола, шаманы полной силы зарождаются у корня дерева, в наросте величиной с небольшой курган…
Самые большие шаманы воспитываются и укачиваются в особой зыбке в нижней стране у злых духов — Харса-Джабын («Духи Раздора и Зла»); там внизу есть кузнец — Кыдай-Бахсы, у которого предварительно свариваются и закаляются как кузнецы, так и шаманы. Великие шаманы множатся из этого источника».
По другим представлениям «на этом дереве, начиная с нижних ветвей до самой верхушки, расположены непрерывно у основания каждого сучка птичьи гнёзда. Шаманы, души которых воспитались в гнёздах верхних ветвей, будут сильнее и старше тех, которые воспитались в нижних гнёздах…».
Вера в двойника
В Алтайском шаманизме представления о двойнике сложились в доминирующую концепцию, объясняющую ритуальный механизм глав¬ной культовой практики - камлания, Представления об индивидуальном двойнике отражают веру алтайских шаманистов в своеобразный

Добавлено (19.12.2009, 23:09)
---------------------------------------------
круговорот существования человека. Структура круговорота такова. Жизнь каждого человека начинается в небесной зоне Вселенной, где она еще не имеет антропоморфной формы. Отсюда она посылается божеством на землю в материальной форме. Например, в виде падающей звезды или солнечного луча. Или через сдувание шаманом «зародышей» детей, висящих как листья на священной березе, на землю. Эти зародыши падают через дымовое отверстие юрты в очаг, а затем попадают к женщине. Так наступает утробный период земной жизни человека и возникает связь с женским небесным божеством Умай. Образуются кости, тело, кровь. С появлением на свет, первым признаком которого является «дыхание», наступает период пребывания человека на лунно-солнечной земле. Когда «дыхание обрывается» - наступает смерть. До того, как ребенок начнет свободно говорить, он находится под присмотром «Матери-Умай». Но, как только ребенок начинает общаться с другими людьми, входит в земной социальный мир, его связи с Умай прерываются. Но растет и взрослеет двойник, который заменяет человеку няньку, опекуна и поводыря Матерь-Умай.
Двойник обладает способностью отделяться во время сна от тела в виде маленького огонька, путешествовать по разным местам и возвращаться при пробуждении. Для выхода и входа он использует носовые отверстия. Считается, что если спящему человеку положить не кончик носа уголек, то он не проснется до тех пор, пока уголек не свалится, так как двойник побоится войти в тело.
Особенно осторожно человек должен вести себя в горах. Нужно опасаться выхода двойника во время сна. Если человек в чем-то провинился, то хозяин горы или тайги может поймать и оставить двойника у себя. Случаи невозвращения двойника происходят довольно часто. Вернуть двойника может лишь шаман. Шаманы при камлании находят вернувшиеся двойников, узнавая их по признакам и чертам заболевшего. Двойников ловят в бубен и вбивают сильным ударом по бубну в правое ухо.
Обыкновенный человек может видеть двойников только во сне. Шаманы и ясновидцы (коспокчи) видят их воочию. Особенно хорошо их видит кам, при содействии собственного двойника, которого шаманы отделяют от себя во время камлания. Двойник шамана может покидать теле в любое время дня и ночи по воле шамана, но только во время камлания. Отделение двойника от тела Кама происходит при помощи духов - помощников и покровителей кама, которых он привязывает ударами в бубен или опахалом из пояса, рубахи, березовой ветки и т. п. В отличии от обыкновенного человека двойник шамана все время находится под полным контролем шамана и его духов. Такие свойства двойника шамана стирают у присутствующих на камлании грань между видимым реальным и невидимым мифическим миром.
После смерти шамана его двойник продолжает обладать особыми свойствами. У обычных людей двойник возвращается к божеству, пославшему его зародыш, или переселяется в страну умерших. Двойник Кама остается на земле. Он обитает в горах или тайге и не связан с местом погребения шамана. Через некоторое время двойник определит судьбу нового Кама – какого-либо из своих потомков. Он будет служить одним из его наследственных покровителей.
Концепция двойника объясняет, каким образом шаман путешествует т в ту или иную сферу Вселенной время камлания. Любой шаманист знает, что к духам и божествам ходит не сам кам, а его двойник и духи-помощники. Они ведут к божеству не самого жертвенного коня, а его двойника. Коня, предназначенного в жертву, и двойника этого коня алтайские шаманы называют словом бура. Мясо жертвы съедаю, кости укладывают на лабаз, шкуру вывешивают на жерди у места жертвоприношения, а бура отправляют божеству. Бура становится ездовым конем духов и божеств. Последние посылают их шаманам в качестве помощников. Некоторые шаманы с их помощью поднимаются на небо, обращаясь с ними как со своими верховыми конями. Например, отпускают отдохнуть на пастбище того или иного слоя небес.

Добавлено (19.12.2009, 23:09)
---------------------------------------------
Большинство алтайцев называют двойника живого человека - jула, а двойника, вышедшею из тела умершего – суна. Видеть суна могут только шаманы и ясновидцы-коспокчи, да еще собаки, оповещавшие о нем своим лаем. Коспокчи видят суна на далеком расстоянии как человека со своими особенностями его физического облика и одеяния. Но такое видение суна-человека предвещает скорую гибель последнего. Суна играет роль только в загробной жизни. В момент смерти он выходит из человека в виде пара. В загробный мир сунна отправляется после сорока дней обитания близ дома умершего.
Духи шамана
Вторым важным положением алтайского шаманизма является вера в духов шамана, составляющих его сакральную магическую силу. На этом положении держится вся религиозная практика, весь культ шаманизма. Шаманисты знают, что ни один человек не может быть камом без духов-посредников. Никто не рискнет без поддержки духов отправиться в такое далекое и опасное путешествие, каким является камлание.
Все культовые действия, которые совершат шаман, и все результаты которых он добивается, осуществляются при помощи духов, пр<

 
Форум » Магия » Другие виды магии » шаманизм
Страница 1 из 11
Поиск:

< TABLE border="0" cellpadding="5" cellspacing="0" width="920" height="93" style="background:url('/.s/t/956/6.jpg');" align="center">
Каталог эзотерических ресурсов